Почему ребенок часто болеет в детском саду и что с этим делать?
Врач педиатр, детский кардиолог
Некрасова Анастасия Михайловна
Самый главный вопрос, преследующий в практике педиатра – «Мой ребенок часто болеет в детском саду, что нам делать?».
Ребенок будет и должен болеть в детском саду, и это абсолютно нормально. Ведь он из условно чистой среды пришел в среду, богатую всякими микробами.
Но! Немаловажную роль в частоте развития заболеваний играет психосоматика.
И решить эту проблему могут ТОЛЬКО родители, поэтому давайте остановимся на теме более подробно.
Из чего складывается ситуация посещения ребенком детского сада?
Первоочередную роль играет, конечно же, мама. Практически 3 года мама неотлучно находится рядом со своим ребенком. Но при приближении окончания декрета, она все больше мечтает о выходе на работу, возобновлении активного общения (не только на мамские темы). Ей так хочется забыть про ежедневную рутину и проявить себя как профессионала.
Ребенок. На интуитивном уровне ребенок начинает ощущать изменения в настроении матери, он не понимает, что происходит и начинает нервничать. Наступает день Х – ребенка привели в детский сад. Новая обстановка давит на ребенка, он обнимает маму, плачет и хочет поскорее уйти. Подходит незнакомая тетя и отрывает его от мамы, а мама, в свою очередь, быстро поцеловав, уходит. Ребенок остается один с чужими людьми.
Мама. Целый/половину дня мама занимается своими рабочими делами, забывая о быте. Но по дороге домой она понимает, что вечером ее ждут все те, домашние дела, которые раньше она делала в течение дня. Бегая между плитой, стиральной машиной, холодильником, она успевает приготовить ужин, вымыть ребенка и уложить его спать. А еще надо уделить время мужу, собраться на завтра на работу и приготовить одежду ребенку и мужу.
Ребенок. Через несколько дней ребенок просыпается с высокой температурой. Мама остается дома и полностью отдает себя уходу за ребенком.
Как вы уже поняли, причиной является стресс. Но почему он развился? Дети обладают одной немаловажной особенностью, они очень сложно привыкают к новым обстоятельствам. И в этом случае работает психологическое правило: «нам нравится и кажется красивым и привлекательным то, к чему мы привыкаем». Ребенку нужно довольно много времени, что бы привыкнуть к чему-то новому.
Другая незаметная причина стресса – родители попросту забывают сказать ребенку, что скоро за ним вернутся, и каждый раз ребенок думает, что его в детском саду оставляют навсегда.
И третий компонент стресса – при возвращении домой ребенка ожидает не обычная, спокойная обстановка, а взвинченная, носящаяся из одно угла в другой, мама. И у мамы абсолютно нет времени просто посидеть, уделить ему достаточно своего времени и внимания.
Итак, ребенок заболел. И все возвращается на прежние места: мама проводит целый день рядом с ребенком, она внимательна и ласкова. И тяжело только первые дни, в остальные (7-10 дней) можно просто наслаждаться домашним уютом и общением с мамой. И ребенок на бессознательном уровне понимает, что бы мама была всегда рядом с ним и была спокойна, надо заболеть.
Организм постепенно обучается изменять состояние своего иммунной системы в сторону ухудшения. В итоге мама и врачи из ребенка делают «профессионального больного». Пичкают его сильными лекарствами (включая антибиотики) долго и упорно, тем самым вызывания дисбиоз (нарушение состава нормальной микрофлоры кишечника, которая у детей играет одну из главных ролей в защите от инфекций).
И формируется порочный круг: стресс – болезнь – дисбиоз - сниженный иммунитет – болезнь – дисбиоз –сниженный иммунитет….
Итак, главный вопрос: «Что делать???»
1. Постепенность. Необходим адаптационный период, в идеале 1-2 месяца, когда ребенок будет привыкать к детскому саду. Лучше всего, что бы первые дни мама оставалась с ребенком, пока тот знакомится с окружающей обстановкой и детьми.
2.Обязательность. Через несколько дней мама говорит ребенку, что ей надо уйти на 5 минут. И очень важно, что бы она через указанное время вернулась. Если в группе есть часы, то можно показать ребенку, при каком состоянии стрелок мама вернется. Основная роль – не время, через которое мама вернется, а сам факт возвращения. Можно по дороге в детский сад постепенно обговаривать с ребенком весь план на посещение сада.
3. Замещение. Предложить ребенку любую игрушку, сказав, что в отсутствие мамы, она будет его защищать. Если ребенок соскучится за мамой, то должен взять игрушку и поговорить с ней, и мама обязательно все услышит и вернется, как только сможет.
4. Роль в семье. Перед тем, как ребенок начнет ходить в детский сад, важно рассказать, что будет делать каждый родитель в течение дня. Самое главное делать упор на тот факт, что родители делают какое-то важное и доброе дело. И указать ребенку, что в садике он занимается тем же, что и его родители, только со другими детками.
5.Внимание и любовь. Очень важно, что бы каждый вечер каждый из родителей выделил время для игры со своим ребенком. Очень важно родителям показать, насколько ребенок важен для них и как они скучают за ним целый день.
Благодаря этим 5-ти условиям можно существенно снизить стресс ребенка.
Врач педиатр, детский кардиолог
Некрасова Анастасия Михайловна
Самый главный вопрос, преследующий в практике педиатра – «Мой ребенок часто болеет в детском саду, что нам делать?».
Ребенок будет и должен болеть в детском саду, и это абсолютно нормально. Ведь он из условно чистой среды пришел в среду, богатую всякими микробами.
Но! Немаловажную роль в частоте развития заболеваний играет психосоматика.
И решить эту проблему могут ТОЛЬКО родители, поэтому давайте остановимся на теме более подробно.
Из чего складывается ситуация посещения ребенком детского сада?
Первоочередную роль играет, конечно же, мама. Практически 3 года мама неотлучно находится рядом со своим ребенком. Но при приближении окончания декрета, она все больше мечтает о выходе на работу, возобновлении активного общения (не только на мамские темы). Ей так хочется забыть про ежедневную рутину и проявить себя как профессионала.
Ребенок. На интуитивном уровне ребенок начинает ощущать изменения в настроении матери, он не понимает, что происходит и начинает нервничать. Наступает день Х – ребенка привели в детский сад. Новая обстановка давит на ребенка, он обнимает маму, плачет и хочет поскорее уйти. Подходит незнакомая тетя и отрывает его от мамы, а мама, в свою очередь, быстро поцеловав, уходит. Ребенок остается один с чужими людьми.
Мама. Целый/половину дня мама занимается своими рабочими делами, забывая о быте. Но по дороге домой она понимает, что вечером ее ждут все те, домашние дела, которые раньше она делала в течение дня. Бегая между плитой, стиральной машиной, холодильником, она успевает приготовить ужин, вымыть ребенка и уложить его спать. А еще надо уделить время мужу, собраться на завтра на работу и приготовить одежду ребенку и мужу.
Ребенок. Через несколько дней ребенок просыпается с высокой температурой. Мама остается дома и полностью отдает себя уходу за ребенком.
Как вы уже поняли, причиной является стресс. Но почему он развился? Дети обладают одной немаловажной особенностью, они очень сложно привыкают к новым обстоятельствам. И в этом случае работает психологическое правило: «нам нравится и кажется красивым и привлекательным то, к чему мы привыкаем». Ребенку нужно довольно много времени, что бы привыкнуть к чему-то новому.
Другая незаметная причина стресса – родители попросту забывают сказать ребенку, что скоро за ним вернутся, и каждый раз ребенок думает, что его в детском саду оставляют навсегда.
И третий компонент стресса – при возвращении домой ребенка ожидает не обычная, спокойная обстановка, а взвинченная, носящаяся из одно угла в другой, мама. И у мамы абсолютно нет времени просто посидеть, уделить ему достаточно своего времени и внимания.
Итак, ребенок заболел. И все возвращается на прежние места: мама проводит целый день рядом с ребенком, она внимательна и ласкова. И тяжело только первые дни, в остальные (7-10 дней) можно просто наслаждаться домашним уютом и общением с мамой. И ребенок на бессознательном уровне понимает, что бы мама была всегда рядом с ним и была спокойна, надо заболеть.
Организм постепенно обучается изменять состояние своего иммунной системы в сторону ухудшения. В итоге мама и врачи из ребенка делают «профессионального больного». Пичкают его сильными лекарствами (включая антибиотики) долго и упорно, тем самым вызывания дисбиоз (нарушение состава нормальной микрофлоры кишечника, которая у детей играет одну из главных ролей в защите от инфекций).
И формируется порочный круг: стресс – болезнь – дисбиоз - сниженный иммунитет – болезнь – дисбиоз –сниженный иммунитет….
Итак, главный вопрос: «Что делать???»
1. Постепенность. Необходим адаптационный период, в идеале 1-2 месяца, когда ребенок будет привыкать к детскому саду. Лучше всего, что бы первые дни мама оставалась с ребенком, пока тот знакомится с окружающей обстановкой и детьми.
2.Обязательность. Через несколько дней мама говорит ребенку, что ей надо уйти на 5 минут. И очень важно, что бы она через указанное время вернулась. Если в группе есть часы, то можно показать ребенку, при каком состоянии стрелок мама вернется. Основная роль – не время, через которое мама вернется, а сам факт возвращения. Можно по дороге в детский сад постепенно обговаривать с ребенком весь план на посещение сада.
3. Замещение. Предложить ребенку любую игрушку, сказав, что в отсутствие мамы, она будет его защищать. Если ребенок соскучится за мамой, то должен взять игрушку и поговорить с ней, и мама обязательно все услышит и вернется, как только сможет.
4. Роль в семье. Перед тем, как ребенок начнет ходить в детский сад, важно рассказать, что будет делать каждый родитель в течение дня. Самое главное делать упор на тот факт, что родители делают какое-то важное и доброе дело. И указать ребенку, что в садике он занимается тем же, что и его родители, только со другими детками.
5.Внимание и любовь. Очень важно, что бы каждый вечер каждый из родителей выделил время для игры со своим ребенком. Очень важно родителям показать, насколько ребенок важен для них и как они скучают за ним целый день.
Благодаря этим 5-ти условиям можно существенно снизить стресс ребенка.